По закону, индивидуальные предприниматели (далее ИП) не обязаны вести бухучет и сдавать отчетность. Но обойтись без бухучета можно лишь при условии ведения учета прибыли, затрат и прочих элементов налогообложения. Поэтому все же придется разобраться, как вести бухгалтерию для ИП самостоятельно.
С чего начать?
Бухгалтерия не терпит неточностей и невнимательности. Малейшая ошибка может привести к потере огромных сумм и проблемам с контролирующими инстанциями. Поэтому к ведению отчетности относитесь максимально серьезно.
Предприниматель еще на этапе планирования деятельности должен выяснить для себя некоторые моменты, без которых невозможно вести правильно бизнес и учёт его показателей:
- В каком налоговом режиме будет работать ИП. От этого напрямую зависит, как именно нужно будет вести отчетность.
- Правила ведения отчетности (прибыль, затраты и прочие параметры ведения бизнеса). Помните, что бухгалтерский учёт ИП на упрощенной системе налогообложения (сокращенно УСН) отличается от других систем.
- С какими программами и сервисами вы будете работать. Благо, что в Сети в свободном доступе представлено разнообразное программное обеспечение.
Почитайте отзывы других пользователей, оцените функционал, и выберите самую подходящую онлайн или оффлайн утилиту для ваших целей. Например, мы ведем бухгалтерию с помощью программы «Моё дело». Она подходит для малого бизнеса и фрилансеров.
Этапы ведения отчетности
Акцентируем ваше внимание, что говоря об ИП, нельзя бухучет воспринимать в классическом формате. Задача специалиста в этой ситуации заключается, в большей степени, в ведении налоговой отчетности.
Вашему вниманию представлена пошаговая инструкция, как вести бухгалтерию для ИП самостоятельно:
- Определите прибыль и затраты (приблизительно), которые будет приносить ваша деятельность. Эти данные необходимы для расчета налоговой нагрузки.
- Выберите наиболее подходящий налоговый режим (далее НР). Выбирайте из таких вариантов: общая, упрощенная, патентная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход.
- Разберитесь, какой учет требует выбранный вами НР.
- Подумайте, справитесь ли вы сами или пусть отчетность ведет наемный работник. Если хотите делать все самостоятельно, выбирайте УСН.
- Изучите налоговый календарь согласно выбранному НР. Если учет будет сдавать не вовремя, будут начисляться штрафы, блокироваться счета.
- Решите, как именно будет вестись бухгалтерское обслуживание. Наиболее простой вариант — организовать бухучет ИП на УСН «Доходы», ПСН и ЕНВД.
- Подумайте об организации подходящих мест хранения и сортировки всех касающихся бизнеса документов на дому или в офисе. Сюда входят письма, отчетности, первичная и кадровая документация, банковские выписки, контракты и многое другое.
Помните, что налоговики имеют право проверять бумаги предприятия даже через три года после ликвидации регистрации.
Подводим итоги
Разобраться с тем, как вести бухгалтерию для ИП самостоятельно не так уж и просто, если нет соответствующего образования. Однако в интернете есть множество бесплатных видео, курсов и прочих материалов, с помощью которых можно досконально разобраться в этой теме. Нужно лишь выделить на это время.
Если же вы не готовы учиться или считаете, что не справитесь с ведением отчетности, наймите работника для выполнения этой задачи. Добавим, что необязательно официально нанимать специалиста. В последнее время популярностью пользуются услуги бухгалтеров на аутсорсинге.