Как вести бухгалтерию ИП самостоятельно

По закону, индивидуальные предприниматели (далее ИП) не обязаны вести бухучет и сдавать отчетность. Но обойтись без бухучета можно лишь при условии ведения учета прибыли, затрат и прочих элементов налогообложения. Поэтому все же придется разобраться, как вести бухгалтерию для ИП самостоятельно.

С чего начать?

Бухгалтерия не терпит неточностей и невнимательности. Малейшая ошибка может привести к потере огромных сумм и проблемам с контролирующими инстанциями. Поэтому к ведению отчетности относитесь максимально серьезно.

Предприниматель еще на этапе планирования деятельности должен выяснить для себя некоторые моменты, без которых невозможно вести правильно бизнес и учёт его показателей:

  • В каком налоговом режиме будет работать ИП. От этого напрямую зависит, как именно нужно будет вести отчетность.
  • Правила ведения отчетности (прибыль, затраты и прочие параметры ведения бизнеса). Помните, что бухгалтерский учёт ИП на упрощенной системе налогообложения (сокращенно УСН) отличается от других систем.
  • С какими программами и сервисами вы будете работать. Благо, что в Сети в свободном доступе представлено разнообразное программное обеспечение.

Почитайте отзывы других пользователей, оцените функционал, и выберите самую подходящую онлайн или оффлайн утилиту для ваших целей. Например, мы ведем бухгалтерию с помощью программы «Моё дело». Она подходит для малого бизнеса и фрилансеров.

Этапы ведения отчетности

Этапы ведения отчетности

Акцентируем ваше внимание, что говоря об ИП, нельзя бухучет воспринимать в классическом формате. Задача специалиста в этой ситуации заключается, в большей степени, в ведении налоговой отчетности.

Вашему вниманию представлена пошаговая инструкция, как вести бухгалтерию для ИП самостоятельно:

  1. Определите прибыль и затраты (приблизительно), которые будет приносить ваша деятельность. Эти данные необходимы для расчета налоговой нагрузки.
  2. Выберите наиболее подходящий налоговый режим (далее НР). Выбирайте из таких вариантов: общая, упрощенная, патентная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог или единый налог на вмененный доход.
  3. Разберитесь, какой учет требует выбранный вами НР.
  4. Подумайте, справитесь ли вы сами или пусть отчетность ведет наемный работник. Если хотите делать все самостоятельно, выбирайте УСН.
  5. Изучите налоговый календарь согласно выбранному НР. Если учет будет сдавать не вовремя, будут начисляться штрафы, блокироваться счета.
  6. Решите, как именно будет вестись бухгалтерское обслуживание. Наиболее простой вариант – организовать бухучет ИП на УСН «Доходы», ПСН и ЕНВД.
  7. Подумайте об организации подходящих мест хранения и сортировки всех касающихся бизнеса документов на дому или в офисе. Сюда входят письма, отчетности, первичная и кадровая документация, банковские выписки, контракты и многое другое.

Помните, что налоговики имеют право проверять бумаги предприятия даже через три года после ликвидации регистрации.

Подводим итоги

Итоги по ведению учета для ИП

Разобраться с тем, как вести бухгалтерию для ИП самостоятельно не так уж и просто, если нет соответствующего образования. Однако в интернете есть множество бесплатных видео, курсов и прочих материалов, с помощью которых можно досконально разобраться в этой теме. Нужно лишь выделить на это время.

Если же вы не готовы учиться или считаете, что не справитесь с ведением отчетности, наймите работника для выполнения этой задачи. Добавим, что необязательно официально нанимать специалиста. В последнее время популярностью пользуются услуги бухгалтеров на аутсорсинге.